МКОУ "Зайцевская СОШ"
с. Зайцево, Тальменский район, Алтайский край
  • Информационная безопасность

    Как защитить подростка от онлайн-вербовки?

    Войти в доверие, запугать, пообещать «легкие деньги» или приключения — эти и другие приемы активно используют преступники, чтобы склонить подростков к поджогам и порче инфраструктуры. С 2022 года на территории России участились случаи поджогов объектов энергетики, связи, транспортных узлов и другой стратегически важной инфраструктуры. Значительную часть этих преступлений совершают подростки, а следствие и суд часто классифицируют их как диверсию либо терроризм. Преступники манипуляциями и шантажом втягивают несовершеннолетних в эти схемы, пользуясь тем, что подростки проводят много времени в Интернете и не соблюдают правила безопасности.

    Почему злоумышленники выбирают подростков

    Дети и подростки — самая уязвимая категория пользователей соцсетей: их способность быстро осваивать компьютерные технологии не всегда означает соблюдение правил информационной безопасности: многие становятся жертвами манипуляций, не осознавая последствий своих поступков. 

    Коммуникацию злоумышленники налаживают через

    социальные сети и мессенджеры

    «Особо опасным является использование анонимных мессенджеров и каналов, таких как Telegram, Discord, в которых ребята могут общаться с вербовщиками, не подозревая подвоха», — отмечают в Альянсе по защите детей в цифровой среде. Критическое мышление у детей и подростков только формируется. Поэтому авантюры «сетевых знакомцев», с которыми ребенок ни разу не встречался вживую, часто воспринимаются как элемент игры. Отсутствие зрелого понимания последствий своих поступков делает подростков особенно уязвимыми для манипуляций. 

    Как происходит вербовка детей

    Процесс вербовки в преступные схемы чаще всего начинается невинно. Злоумышленники могут создавать видимость дружеского общения, предлагать ребятам помощь в учебе, финансовую поддержку, «путевку во взрослую жизнь» или просто знакомство с людьми, имеющими схожие интересы. Но постепенно эти предложения превращаются в запросы на выполнение незаконных действий.

    Один из наиболее распространенных видов преступлений с участием подростков — порча объектов инфраструктуры. Выдается поручение, которое кажется простым в исполнении, не требующим специальных познаний и особой подготовки: отыскать сообщников, распределить роли, выбрать объект для поджога, продумать план проникновения на объект. По указке вербовщиков жертва покупает в хозяйственном магазине компоненты для горючей смеси, а само преступление уже не занимает много времени — счет идет на минуты.

    Чтобы убедить ребенка выполнить такой запрос, преступники используют различные психологические приемы, обещают быстрый заработок или увлекательный квест, невероятный рост популярности в соцсетях после публикации видео с выполнением задания. В жестких сценариях могут взломать аккаунт соцсетей, уговорить прислать фотографии интимного характера и затем шантажировать школьника, угрожать, что разошлют эти фото всему классу. Еще могут попросить «копеечку» за прокачку персонажа в игре или в качестве доната, а потом запугивать тем, что деньги ушли на поддержку терроризма, и теперь на родителей заведут уголовное дело. Способов надавить на детскую психику — великое множество.

    Самая распространенная мотивация — возможность заработать деньги. За выполнение таких заданий, как поджог базовых станций сотовой связи, релейных шкафов на железной дороге, транспорта или других объектов, подросткам обещают до 30 тыс. рублей. Вербовщики убеждают ребенка в том, что его действия не нанесут особого ущерба. Но последствия, вопреки ожиданиям юного диверсанта, могут быть прискорбными.

    Какое наказание предусмотрено для поджигателей

    Такие действия являются уголовно наказуемыми, а уголовная ответственность в России наступает с 16 лет по общему правилу, а по ряду статей — с 14 лет. При этом закон проводит черту между двумя видами правонарушений: уничтожением (повреждением) имущества и диверсией. С точки зрения совершаемых деяний они очень похожи, но отличия все же есть.

    1. Уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК РФ)

    Умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога, в результате чего был причинен ущерба от 5 тыс. рублей, может повлечь за собой наказание в виде исправительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет. Для молодого человека это, разумеется, станет трагедией. Если же преступление совершено впервые, подсудимый раскаивается и готов возместить ущерб, можно рассчитывать, что наказание смягчат и заменят на условное.

    2. Диверсия (ст. 281 УК РФ)

    Подразумевает поджог, направленный на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения. Если эти действия направлены на подрыв экономической безопасности и обороноспособности РФ, то они расцениваются как диверсия. Такое преступление карается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. Аналогичные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, влекут лишение свободы уже на срок от 12 до 20 лет. Получается, если группа подростков, завербованная в мессенджере, распределит роли и сообща совершит поджог по заданию лиц с территории иностранных государств, то это уже будет диверсионная группа.

    3. Содействие диверсионной деятельности (ч. 1 ст. 281.1 УК РФ)

    Это преступления, направленные на содействие диверсионной группе. Например, под таким содействием понимается склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение диверсий, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование диверсии. Наказанием станет лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Под финансированием здесь понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для организации, подготовки или совершения диверсии либо лица в целях ее совершения. Либо — для финансирования организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, созданных или создаваемых для совершения диверсии. То есть если кто-то из ребят по просьбе друзей идет в магазин, покупает компоненты для коктейля Молотова и при этом в курсе того, что планируют совершить его приятели, то состав преступления — содействие диверсионной группе.

    4. Террористический акт (ст. 205 УК РФ)

    Терактом считается совершение поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти. Если заказ приходит с территории иностранных государств и исполнитель в России используется «втемную», то есть не знает реальной цели задания, то это не освобождает от ответственности. Исполнителю может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

    Как родители могут защитить ребенка от вербовки

    Специалисты рекомендуют установить на смартфон или ноутбук ребенка программу «родительского контроля», чтобы ограничить доступ к подозрительным источникам. Но это, скорее, относится к детям помладше. В подростковом возрасте главное — наладить доверительное общение в семье. По оценке аналитиков Альянса, практически все подростки (96%) сталкиваются с какими-либо видами цифровых угроз. При этом каждый пятый подросток не обращается за поддержкой к родителям при возникновении угроз психологического характера. Важно, чтобы ребенок мог рассказать о тревожных звоночках маме или папе, зная, что будет услышан и правильно понят.

    «Родители играют ключевую роль в предупреждении вербовки своих детей в преступные схемы, — убеждена председатель Альянса Елизавета Белякова. — Очень важно создать атмосферу доверия в семье, чтобы подростки могли открыто обсуждать свои переживания и проблемы».

    Подростки должны знать, что предложение «легких денег» от неизвестных лиц в соцсетях, группах и каналах мессенджеров, даже если поначалу оно кажется безобидным, на 100% связано с чем-то опасным и незаконным. Разъясните, что действия, которые подросток может посчитать хулиганством, на самом деле серьезно изменят жизнь к худшему. Избегайте банальных страшилок, постарайтесь ссылаться на реальные истории о сверстниках. Попутно попробуйте выяснить, не задолжал ли ребенок кому-нибудь в школе или во дворе. 

    Объясните, что о попытках вербовки нельзя молчать, даже если онлайн-собеседник шантажирует, угрожает или просит сохранить общение с ним втайне от взрослых. Если же подростку стало известно о подготовке поджогов или иных противоправных действий, нужно срочно сообщить об этом родителям или другим взрослым: от этой информации может зависеть не только безопасность его самого, но и судьба его родных, одноклассников, знакомых.

    Если ребенок рассказал вам о попытке вербовки, просто заблокировать подозрительный контакт и ограничить доступ к Интернету будет недостаточно. В ситуации онлайн-вербовки необходимо обратиться в правоохранительные органы. Чем больше информации получат сотрудники органов внутренних дел, тем больше вероятность того, что преступник не сможет использовать в своих целях ни вас и вашего ребенка, ни детей и взрослых из вашего окружения.

    Источник: 
    https://объясняем.рф/articles/useful/kak-zashchitit-podrostka-ot-onlayn-verbovki/

     

    Полезная информация
    Для подростков 
    Профилактика экстремизма и терроризма. Против вербовки детей в Сети

    Методические рекомендации и информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;

    • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;

    • лучше работать за компьютером в первой половине дня;

    • комната должна быть хорошо освещена;

    • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;

    • расстояние от глаз до монитора – 60 см;

    • периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ:

    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс «Разбираем Интернет» 

    Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. 

    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно-методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. 

     «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности»

    Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн» http://detionline.com/internet-project/competence-research.

    В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным.

    Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:

    • познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;

    • рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;

    • убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;

    • объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;

    • убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.

    • ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

    Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:

    • Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.

    • Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.

    • Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.

    • Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.

    • Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

    • Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.

    Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.

    Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.

    Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.

    Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.

    Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:

    • Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.

    • Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.

    • Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.

    • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

    • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

    Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.

    Интернет-ресурсы для педагогических работников:

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников 
    http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев. 

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Детские безопасные сайты

    Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»

    Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»

    Информационный ресур «Дети России Онлайн»

    Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»

    Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»

    Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка  www.rfdeti.ru

    Портал детской безопасности МЧС России  www.spas-extreme.ru

    Российская государственная детская библиотека  www.rgdb.ru

    Я родитель. Сайт для родителей и детей   www.ya-roditel.ru

    Интерактивный портал, посвященный защите персональных данных  www.персональныеданные.дети

    Сайт Единого урока по безопасности в сети «Интернет» www.Единыйурок.рф

    Нормативное регулирование информационной безопасности несовершеннолетних

    Памятки для обучающихся и родителей по информационной безопасности

    Найдено: 7

    Локальные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике